Характеристика

Анатомически африканские Homo ergaster сходны с Homo erectus. Различия заключаются в строении черепа (более высокий свод и более тонкие кости, слабый затылочный выступ, почти полное отсутствие сагиттального гребня), более лёгком скелете и в строении лица — ближе к современным людям, чем Homo erectus. Средний объём черепа — 880 см3, колеблется от 750 до 1250 см3. Рост — 130-170 см. Череп округлый, надбровные дуги сильно развиты, зубы мелкие, особенно в сравнении с австралопитеками.


По сравнению с Человеком умелым объём мозга Человека работающего заметно увеличился и составлял в среднем 900 см3, а кроме того, увеличились и его отделы, отвечающие за абстрактное мышление, в частности увеличился размер лобных долей. Одновременно с увеличением лобных долей происходило и увеличение так называемой зоны Брока, ответственной за речь. Она, судя по эндокранам (слепкам с внутренней поверхности черепа) у Человека работающего была уже более развитой по сравнению с Человеком умелым. И, возможно, Человек работающий обладал уже зачатками речи. Проторечь (специалисты называют её лалия (лепетание)) очень сильно отличалась от современной членораздельной речи и, скорее всего, слова были слитны в одно предложение.


Переход от древнейших людей (Homo habilis, Homo rudolfensis) к Homo ergaster был важнейшим качественным скачком в эволюции гоминид. Дело тут не только в несколько большем объёме мозга. Возможно, именно Homo ergaster является «автором» двух важнейших изобретений: обоюдоострого рубила (относят к ашёльскому типу), по форме напоминающего клык хищного зверя (H. habilis пользовались только оббитой галькой с единственным режущим краем) и использования огня (древнейшие кострища, обнаруженные в Африке, имеют возраст более 1 млн лет). Впрочем, не исключено, что эти изобретения были сделаны не эргастерами, а их прямыми потомками — ранними представителями H. erectus. Несомненно, впрочем, что при переходе от H. habilis/H. rudolfensis произошло два важных изменения:


1) Резко увеличились размеры тела. Это связывают непосредственно со вторым изменением, а именно:


2) Возросла доля животной пищи в рационе. Традиционно это объясняли тем, что H. ergaster научился более эффективно охотиться на крупную и среднюю дичь.

В последнее время, однако, приводятся аргументы в пользу того, что H. ergaster был всё-таки падальщиком, и просто научился более эффективно конкурировать с другими падальщиками.